пятница, 7 октября 2022 г.

Мосты Санкт-Петербурга

 Одно из символических названий Петербурга-Северная Венеция .В городе  342 моста, из которых 22 разводных, перекинутых через  68 рек и каналов ,образующих 42 острова(раньше был 101).

В 1703 году, когда основали город ,на Заячьем острове  построили крепость ,которую соединял деревянный  наплавной мост ,настил которого поддерживали бревна ,уложенные на барки-плашкоуты .Со временем мост потребовалось перестроить ,уже на сваях. А в 2003 году ,в честь 300-летия Петербурга, у моста появился жилец .Чугунная фигурка "Зайчика, спасшегося от наводнения".



До середины 18 века мосты и набережные строили из дерева. Первая каменная набережная появилась в 1720-х годах.






Один из первых наплавных мостов возвел в 1727 году первый русский кораблестроитель Ф,П, Пальчиков ,по распоряжению князя Меншикова. Конструкция на 26 деревянных барках-плашкоутах должна была соединить его усадьбу на Васильевском острове с землей. 

За передвижение пo Исаакиевской переправе взималась плата, которую отменили в 1754 году.

В 1819–1821 годах мост реконструировали, превратив в понтонный, после чего он стал ежегодно собираемым мостом. Именно по этому мосту учёный-естествоиспытатель М. В. Ломоносов ходил в Химическую лабораторию и на заседания Академии наук на Васильевском острове. После того как построили постоянный Благовещенский мост ниже по течению Невы, Исаакиевский мост потерял транспортное значение.

Уже в наше время, в 1991 году, по проекту архитектора В. М. Иванова на Университетской набережной установили мемориальную доску: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера А.А. Бетанкура. 1727–1916». 

В начале XIX века стали возводить металлические мосты через малые реки и каналы. Позже появились первые постоянные мосты через Неву — Благовещенский, Литейный и Троицкий.

Первый постоянный мост через Большую Неву появился в 1850–1855 годах. Мост сделали настолько прочным, что его несущие опоры прослужили до 1936 года, Сейчас это единственный мост на Неве, чей фундамент сделан из деревянных свай. Он считается одним из самых старых из существующих мостов через Неву.

В конце 18 века набережные стали одевать в гранит, сделав наклонные спуски для выгрузки товаров. Также ,было построено 7 каменных трехпролетных мостов.

Строительство мостов целыми сериями характерно для Петербурга. Уже в XVIII веке русские строители хорошо понимали преимущества типизации. Этот метод давал не только ощутимую экономию, но и позволял придать панорамам петербургских рек и каналов ту строгость и то композиционное единство, которые стали их архитектурной особенностью.

В начале XIX века в строительстве петербургских мостов наступил новый этап, связанный с применением нового строительного материала - металла. Первый чугунный мост сооружен в 1806 году.В1844 году на нем уложили первую в России мостовую из асфальтовых кубиков.

Катастрофическое наводнение 1824 года, так образно описанное в поэме А. С. Пушкина "Медный всадник", разрушило и повредило очень много деревянных мостов. Поэтому во второй половине 1820-х годов и в 1830-х годах в русской столице построили несколько новых чугунных и каменных мостов.

Встречались ли вам львы,  которые держат мост? В Петербурге есть такой. Он относится к разряду цепных мостов. Четыре чугунных льва держат цепи моста с четырех сторон.


Аналогичен ему мост с грифонами. Львы с золотыми крыльями держат мост на красивом изгибе канала.



Египетский мост ,построенный в 1826 году, украшают статуи сфинксов. В 1905 году, мост обрушился, по нему проходил обоз телег и эскадрон гвардейской кавалерии ,мост сильно раскачался и рухнул .Обошлось без человеческих жертв. В 1956 году его полностью реконструировали.


Еще одним шедевром является Аничков мост, расположенный в центре города, у одноименного дворца. Мост построен в 1716 году, его украшают 4 скульптуры "Укрощения коня человеком" ,скульптора Клодта. Мост включен  в список объектов культурного наследия России.




Созданные Клодтом группы "Укротители коней" - это развернутая художественная аллегория, рассказывающая о борьбе Человека и Стихии: человек покоряет, подчиняет своей воле дикие, необузданные силы природы. В истории мирового искусства можно найти не много произведений, в которых эта мысль была бы выражена так же зримо и убедительно.

В городе 22 разводных моста. Так как река Нева является судоходной и самой полноводной в Европе, необходимо было придумать конструкции, чтобы обеспечить проходимость судов и развязать транспортный узел. Петербург построен на островах, иссеченных каналами и реками, и является крупным морским портом. Мосты разводятся для  прохождения судов из Балтийского моря в реки европейской части России и обратно. Во время навигации, которая длится с апреля по ноябрь, под мостами может проходить до 50 судов. Мосты разводят строго по расписанию ,ночью. И ,если вы опоздали, есть шанс надолго застрять на  переправе. Обычно, здесь скапливается очередь из автомобилей и поздних пешеходов. Именно ,поэтому самое популярное время любоваться разведенными мостами- период Белых ночей . 

Петербург ,единственный город, который сделал разводные мосты своим символом.




В Петербурге, также находится Музей Мостов. В городе насчитывается свыше 200 музеев и их филиалов .Основатель города, Петр Первый ,в 1702 году издал указ о сборе и хранении моделей и различных редкостей. Именно в Петербурге были открыты первые публичные музеи.

Музей мостов является филиалом Музея жележнодорожного транспорта.В экспозиции представлены картины, фотографии, акварели и чертежи. Но самой интересной частью являются модели мостов .Более двух веков собираемая коллекция включает 60 моделей ,раскрывающих историю развития мостостроения до наших дней. Уникальные модели подвесных мостов, модели старейших проектов и первой половины 20 века.



С Петербургскими мостами связано немало легенд.

Например, легенда о "золотой заклепке" на Большеохтинском мосту. Якобы строители оставили золотую заклепку на счастье и покрыли ее металлической. Многие пытались найти ее ,но без результата.

Крылатые львы-грифоны на Банковском мосту, якобы стерегут клад. Также, если погладить их крылья, то они принесут удачу. Есть традиция вкладывать в пасти львов монетки ,или записки с желаниями. К сожалению ,эти действия наносят вред скульптурам.

На Аничковом мосту две скульптуры лошадей, из четырех, не имеют подков. Эти лошади развернуты к Литейному проспекту, где раньше находились кузницы.

По легенде Египетского моста, лицо сфинкса является копией супруги императора Александра Первого .Она была знаменита своей красотой и ей посвящали свои произведения поэты и композиторы, в том числе А,С,Пушкин.

Интересная история связана с Литейным мостом ,он спас от разорения электрическое предприятие Яблочкина. Физик П.Яблочкин  является изобретателем электрической лампы ,открыв в России завод, он рассчитывал на успех. Однако лампы популярностью не пользовались, завод начал терпеть убытки. Пока подрядчики, строившие Литейный мост, не заказали большую партию ламп. Так мост засиял первым электрическим освещением, а Яблочкин стал процветать.

Первым каменным мостом через Зимнюю канавку стал Эрмитажный мост. С него когда-то бросилась в реку девушка из-за несчастной любви. Композитор П,И,Чайковский так впечатлился этим событием, что включил его в либретто оперы "Пиковая дама" .С тех пор ,в декорациях оперы стали изображать именно этот мост ,который получил прозвание" Мостик Лизы" ,по имени героини оперы.

На канале Грибоедова ,у храма Спас на Крови, появляется  призрак девушки со шрамом на щеке и белым платком в руке. Именно она дала сигнал бомбометателям, которые взорвали карету с Александром I. Она была повешена ,а на месте трагедии построен храм.

Легенда Поцелуева моста гласит ,что чем крепче будет поцелуй на мосту, тем прочнее будет любовь. Мост получил название по фамилии купца Поцелуева ,владельца литейного дома. По другой легенде ,раньше здесь была граница города  ,и мост служил местом расставаний. Также, неподалеку находилась тюрьма, и заключенные прощались с родными. До сих пор влюбленные назначают свидания на этом мосту.

Всего ,в Петербурге и области около 800 мостов. Самый длинный неразводной  , Обуховский мост имеет протяженность 2884 метра. Это один из самых красивых и больших по величине перекрываемого пролета ,мостов ,построенный  в 2007 году.



Самый широкий мост -Синий ,его ширина 97,3 метра. Его считают невидимкой ,из-за ширины, он воспринимается как часть площади.



Самый длинный разводной мост-Александра Невского,905,7 метров.




В Петербурге отражены почти  все виды мостостроения. Мосты являются главными транспортными и пешеходными артериями ,соединяющие острова и берега .К тому же ,разводные мосты в ореоле Белых ночей выглядят очень романтично.

Комментариев нет:

Отправить комментарий