понедельник, 1 марта 2021 г.

История метро в России

 Первые проекты появились в 1820-х  годах. Одним из них был предложен проект тоннеля под рекой Невой и подземная железная дорога, соединяющая разные берега города. Но они не нашли отклика у Александра I. Построенный в 1855 году мост и развитая трамвайная (конки) сеть сняли вопрос с повестки. Церковь также была против: "Негоже человеку, созданному по образу и подобию Бога , унижать себя спускаясь  в преисподнюю".



О планах петербургского метрополитена было много споров, хотя в Петербурге не было даже электрического трамвая. В конечном итоге проект так и не был осуществлен из-за противодействия городских властей, желающих взять это под свой контроль.

Всего был десяток проектов. Практически все они отличались эстакадным исполнением, что в последствии вызвало бы трудности в использовании открытых линий в условиях Петербурга. Для строительства тоннелей глубокого заложения ,в то время еще не было технических ресурсов.

С 1875 года было представлено около 5 проектов Московского метрополитена. Но к работам приступили только в начале 1930-х годов, когда общественный транспорт, представленный в основном трамваями, перестал справляться с пассажиропотоком.6 января 1931 года, из-за огромной пробки, в городе на целый день встал весь транспорт, от трамваев до извозчиков .Тогда началось строительство метро.

Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но тогда пришлось бы перекопать весь город. Было предложено прогрессивное решение строить на глубине. Идея вызвала много споров, точку в которой поставил Сталин, утвердив проект глубокого заложения.


Строительство шло трудно и медленно, опыта и людей не хватало. пришлось обратиться за опытом к зарубежным коллегам.В 1934 году появился английский проходческий щит,еще один собрали в СССР.



15 октября 1934 года на линию выехал первый в СССР поезд метро. 



15 мая 1935 года открылись первые 13 станций. Символ Московского метрополитена, красную букву М ,придумал  архитектор Иван Таранов.

Строительство второй очереди метро было завершено в 1937-38 гг. Строительство шло под девизом ;"Создадим дворец для народа! ",поэтому архитектура отличалась монументальностью и торжественностью.Станции "Площадь революции","Театральная","Маяковская" можно назвать шедеврами  архитектурной мысли.На Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году ,проект станции "Маяковская" получил Гран-при.




В Петербурге разработки начались в 1940 году и были прерваны войной (1941-1945).Выработки пришлось затопить. В военное время  метростроевцы строили склады, железнодорожные ветки и портовые сооружения в осажденном Ленинграде.

Московское метро, во время войны, работало, как бомбоубежище. Во время авианалетов там собиралось до полумиллиона человек ,на платформах и тоннелях. Вскоре, подземная жизнь стала налаживаться, на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. На станции "Чистые пруды" располагались отделы Генерального штаба.

Однажды метро чуть было не уничтожили.15 октября 1941 года враг подступал к Москве, метро планировалось частично затопить, частично заминировать. Метрополитен первый раз за всю историю не работал. Но приказ об уничтожении был отменен.

Несмотря на военное положение строительство метро продолжалось. В 1943-44 гг были открыты станции третьей очереди ,тоннель некоторых из них прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных  в эти дни ,установлены таблички "Сооружено в дни Отечественной войны".(13 км линий и 7 станций)

С 50-60 гг появилась Кольцевая линия ,соединяющая все ветки метро. Она стала апофеозом сталинского ампира, со скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками.



С 1955 года было принято решение устранить излишества и станции стали строить по типовым проектам. Появились более экономичные  наземные станции. Стеклянные вестибюли.

Наземная линия метро в Москве

В 80-90 гг произошел обмен метростроевцами.В Москве архитекторы из Чехословакии возводили станцию "Пражская",в то время как московские инженеры работали над станцией "Московская" в Праге.




С 2000 года метро выходит за пределы Москвы с строительством самой глубокой станции "Парк Победы",  длинной эскалатора 126 м , глубина заложения станции 84 м.. А самая длинная станция, "Воробьевы горы", составляет 284 метра, чтобы пройти ее из конца в конец ,понадобится 4 минуты.

На 30 станциях можно увидеть вмурованных в мрамор доисторических животных. Аммониты, наутилусы, брюхоногие моллюски.



В Петербурге строительство метро было возобновлено в 1947 году. А в  1955 году прошел первый поезд.


В 60-х годах людские потоки устремились к индустриальным гигантам заводу "Электросила" и фабрике "Скороход".Наземный транспорт не мог справляться с людскими потоками ,была утверждена новая подземная магистраль,на которой предстояло опробовать сборные железобетонные конструкции ,взамен монолитного бетона и чугунных тюбингов. Впервые была сооружена станция закрытого типа, похожая на  горизонтальный лифт. Когда тоннель закрыт  и запуск в поезд осуществляется через двери на платформе.




Строители встретили много проблем, размывы, плывуны, затопления, подземные реки, взрывы метана. Необходимо было учитывать сохранность исторических памятников при разработках, что требовало точных расчетов.

Протяженность путей Петербургского метрополитена составляет 112,5 км (Московского 301,2 км),63 станции на 5 линиях, пассажиропоток до 9 млн чел .

Из-за избытка воды  Петербургские станции очень глубокого заложения .Самый длинный эскалатор составляет 137 метров, глубина заложения 86 метров, поднимает на высоту 68,7 м. Самая глубокая станция находится на глубине 100 м, а спуск по эскалатору занимает 4-5 минут.



Также в Петербурге и Москве  одни из самых красивых станций метро.







Всего ,в России метро имеют 7  крупных городов. Еще в  более 6  городах идет строительство метрополитена.

В Петербурге создан "Музей метро", где представлена история с интерактивными экспозициями, образцами оборудования , уникальными инструментами и артефактами.



Также, в Петербурге, от депо "Автово", курсирует ретро-состав ,оформленный под старые вагоны .В этом составе место рекламных баннеров занимает историческая информация.





Билеты за проезд менялись от картонных к пластиковым и потом металлическим. Сейчас распространены бесконтактные карты.




В метро можно подключиться к бесплатному интернету WI- FI.

Работает бесплатная служба сопровождения пожилых, инвалидов, школьных групп, беременных и женщин с колясками. Два сотрудника помогут в транспортировке.

В Петербурге курсируют тематические поезда. Литературные, библиотеки, посвященные  истории рок-культуры, дворцам и музеям. Внутри создан специальный интерьер.

Внутри "Литературного поезда" отрывки известных произведений русских классиков и поэтов. Поезд появился на линии в 2016 году.




Мобильная библиотека также курсирует по питерским рельсам. Можно сканировать QR код с помощью смартфона (и бесплатного интернета)  коротая время в дороге.Почитать изречения великих писателей на стенах и посидеть  рядом с камином.



Можно оказаться во дворце или в окружении Атлантов.




Состав "Воспоминание"  или "Эпоха метро",выпущенный в рамках юбилея подземки, рассказывает об истории метро и развитии города на протяжении 65 лет.. Содержит архивные материалы, кадры из кинофильмов,старые предметы.




В 2021 году Петербург отметит 40-летний юбилей Ленинградского рок-клуба, который стал колыбелью отечественного рока.По этому случаю запустили тематический поезд,в котором можно увидеть старые фотографии и афиши, знаменитые изречения музыкантов. Даже обозначили станции,на которых располагались культовые концертные площадки.



Состав "Красная стрела" запустили  в честь 85-летия знаменитого экспресса, связывающего Петербург и Москву.


Метро имеет и свои мифы и легенды.

В Москве прячутся  3 закрытые станции,попасть на которые не возможно ,от них мало что осталось.
Раз в месяц,перед закрытием метро появляется поезд-призрак ,выглядевший как состав 50-х годов.В кабине машиниста-человек  в старой форме.Он останавливается на каждой станции и открывает двери,но если войти в него,никогда не вернешься.
Второй поезд-призрак курсирует по Кольцевой линии после полуночи.Но войти в него нельзя,т.к. в нем души людей,погибших при строительстве метро.Там работало много заключенных и по легенде,провинившихся замуровывали в стены.Кстати,число станций "Кольца" соответствует 12 занакам зодиака.А проект Кольцевой утвердили,когда Сталин поставил на план метро кружку с кофе,оставив круглый след прямо в центре,что конечно, не более,чем легенда.
Существует легенда о тайной ветке метро для эвакуации правительства с подземным городом,якобы она шла к самой даче Сталина.
Станция "Сокол" пользуется дурной славой из-за находившегося здесь кладбища и массовых расстрелов.На платформах, иногда ранним утром , появляются призраки,а у людей возникает необъяснимое чувство тревоги и ощущения как будто за ними кто-то следит.
После полуночи появляется призрак путевого обходчика,имеющий реальный прототип трудолюбивого мужчины,уже давно умершего.
На станции "Площадь революции" находится 76 бронзовых фигур,если прикоснуться к гранате и колену красноармейца ,прикладу ружья,сбудутся заветные желания.Если потереть наган в руках матроса,будет удача в бизнесе.Потерев туфельку читающей студентки,можно излечиться от несчастной любви и выйти замуж.
Если потереть нос бронзовой собаке,то сдашь экзамен,а если заднюю ногу,то зачет.Кстати,у собаки есть реальный прототип,пес скульптора.Остальные скульптуры тоже связаны с разными желаниями.
И лучше не пропускать конечную остановку,чтобы не потеряться в лабиринтах депо.






Метро выполняет немало функций. От разгрузки  транспортных потоков до стратегических и образовательных, перевозя в день миллионы людей. В интерьерах ее станций и конструкций поездов заключена богатая история ,интересная и познавательная.



Комментариев нет:

Отправить комментарий