В Петербурге есть места, связанные с другими странами.
Например, Египетские сфинксы на Университетской набережной, напротив Академии художеств.
Они были созданы в 14 веке до н.э. ,во времена правления фараона Аменхотепа III.Скульптуры имеют иероглифические надписи , большая часть которых хорошо сохранилась.
Сфинксы были выполнены для оформления Поминального храма Аменхотепа III, построенного при жизни фараона в Фивах, на западном берегу Нила. Изначально они стояли в перистильном дворе.
После египетского похода Наполеона, Европу охватила египтомания. В 1820-х годах ,в районе древних Фив ,вел раскопки греческий авантюрист Янис ,работающий на британского консула .Он и обнаружил скульптуры. Чтобы не затягивать продажу, одну скульптуру отправили в Александрию. Там ее и увидел ,в 1830 году , путешественник Андрей Муравьев, она произвела на него такое сильное впечатление, что он отправил письмо российскому послу в Константинополь ,с предложением купить ее. Последний перенаправил письмо вице-канцлеру, который ,в свою очередь ,отправил письмо императору Николаю I,находящемуся в Пруссии. Император же ,отправил письмо а Академию художеств, спрашивая о целесообразности покупки. Президент Академии художеств увлекался египтологией ,и направил утвердительный ответ императору.
К моменту разрешения бюрократических сложностей, скульптуры были уже проданы во Францию. Но, Июльская революция сорвала сделку. В итоге ,в мае 1832 года ,скульптуры прибыли в Петербург.
Изначально, по проекту , набережную должны были украшать скульптуры коней, но их цена оказалась слишком высока для Академии художеств , и решили украсить приобретенными сфинксами. поэтому проект набережной пришлось переделать.
Также, спуск к воде дополняют скульптуры грифонов ,которые имеют славу исполнения желаний.
Так как, строительство набережной затянулось, сфинксы еще 2 года стояли во дворе Академии художеств ,и только в 1834 году заняли свое место.
Изначально ,фигуры древних чудовищ вызвали у горожан неприятие, но затем стали излюбленным местом и породили много легенд. До сих пор ведутся споры о пагубном влиянии на скульптуры местного климата и влажности.
Египетский мост
В 1825-26 гг ,был построен металлический рамный мост через реку Фонтанку. В его оформлении отразился повышенный интерес начала 19 века к искусству Древнего Египта.
Мост украшают четыре ,отлитые из чугуна, фигуры сфинксов ,над головами которых находились шестигранные фонари.
Сооружение Египетского моста явилось знаменательным событием в истории мостостроения Петербурга. Древнеегипетские архитектурные формы до этого были совершенно неизвестны петербуржцам .Была разработана целая церемония его торжественного открытия.
В 1905 году мост обрушился ,во время прохождения через него эскадрона гвардейской кавалерии, и двигавшихся навстречу извозчиков. Обошлось без человеческих жертв, не считая лошадей.
Во время блокады 1941-42 гг, востановленный мост был опять разрушен, во время бомбардировки один из сфинксов пострадал. Его восстановили после войны.
Цепной мост имел богатое оформление , в виде колонн и египетского карниза с золоченым изображением бога Ра. Порталы с золоченым орнаментом и фонарями. Стыки элементов цепей и ограждений с золочеными розетками. Чугунные перила в египетской манере.
Скульптуры сфинксов находятся на музейном учете и включены в музейный фонд Российской Федерации.
Египетские ворота
В 1827-30 гг были сооружены ворота в египетском стиле, на въезде в Александровский парк Царского села.
Башни являлись сторожевыми помещениями. Появление ворот объяснялось особым императорским заказом ,как дань памяти Николая I своему старшему брату ,Александру I.
Ворота состоят из двух башен,, наподобие египетских пилонов, соединенных звеньями ограды. Карнизы, получившие название " египетское горло" украшены изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов.
Мотивы рельефов воспроизводят рисунки древнеегипетской «Книги мертвых», повествующей о странствиях душ по загробному миру бога Осириса. Изобразительная часть памятника имеет, таким образом, скрытый символический и даже эзотерический смысл.
С внешней стороны стены облицованы чугунными плитами, на которых находятся рельефные изображения 30 различных сцен из египетской мифологии. На фронтальных плоскостях-парные фигуры бога Осириса, на боковых-изображения богини справедливости Маат с распростертыми крыльями. На верхнем ярусе изображена богиня Исида, держащая на руках сына Гора. Ниже, на ярусах представлены ритуал посвящения в фараоны, сцены из египетской жизни и подношений богам. Каждый сюжет повторяется на пилонах четыре раза. Чугунные гермы служат опорами для решеток, в виде стеблей лотоса с цветами. Двери декорированы барельефом ,изображающим сцены пребывания в загробном мире.
Египетский дом
Египетский дом был спроектирован в самом начале 20 века для супруги статского советника. Он стал самым передовым, на тот момент архитектурным решением. Его особенностью стал полностью автоматизированный лифт системы "Штиглер".По сторонам подъезда стоят внушительные фигуры бога солнца Ра ,с барельефом крылатого солнечного диска, чуть выше изображение богини неба Хатор..Сцены из жизни египтян украшают остальные части дома ,решетка и перила тоже выполнены в египетском стиле.
Египетский уголок
В начале 2000 гг ,обычный пенсионер обустроил в своем дворе ,на Гражданском проспекте ,сад Маленького принца ( по книге С.Экзюпери).Он посадил цветы, сделал дорожки, скульптуры ,фонтаны ,мост .И обустроил Египетский уголок со сфинксами и пирамидами .Позолоченных сфинксов он нашел на помойке, при ресторане узбекской кухни, они получили втору. жизнь в его саду, вместе с миниатюрными пирамидами. Каждый день он ухаживает за садом и проводит по нему экскурсии. При входе висит табличка: "Вы входите в сад маленького принца, созданный любовью и заинтересованностью неравнодушного человека, желающего сделать мир красивее и ярче!"
Памятник жертвам политических репрессий
На Воскресенской набережной ,напротив тюрьмы "Кресты", в 1995 году был создан памятник жертвам политических репрессий. Два сфинкса смотрят друг на друга. У них проступают ребра, их лица разделены на 2 половины. Часть, смотрящая на набережную, в виде юных женских лиц ,а часть ,обращенная к реке и тюрьме ,обнажилась черепом. Двуликое изображение символизирует жизнь и смерть, свободу и рабство, а также двойственность человеческой природы, способной как подниматься на высоты духа, так и опускаться до массовых убийств и уничтожения целых народов. Между сфинксами создан крест, со стилизованным окном тюремной камеры .На нижнем блоке- венок и книга. По периметрам постаментов -таблички со строками из произведений авторов, подвергшихся репрессиям или имеющим к ним отношение. На кресте, выложенном из брусчатки ,количество камней соответствует количеству жертв, на 1 камень по 10 тысяч.
Подробнее: https://peterburg.center/ln/marshrut-egipetskiy-peterburg-i-pushkin-egipetskie-mesta-v-severnoy-stolice-i-vokrug-neyo.html
Сфинксы на Свердловской набережной
Здесь был источник с целебной водой, помещенной в грот .В 1780-х годах была устроена пристань со сфинксами. Но в 19 веке скульптуры исчезли ,а во время войны была разрушена и сама пристань. В 1960-х годах пристань восстановили вместе со сфинксами, по образцу скульптур, расположенных перед Строгановским дворцом .
Сфинксы на Каменном острове
Для Египетского моста, в 1826 году, были отлиты пробные фигуры сфинксов. На рубеже 19-20 веков они были выкуплены купцом Галактионовым ,и стояли перед его домом.
В 1971 году их увезли ,и установили на постамент на набережной Малой Невки. Скульптуры не раз подвергались нападкам вандалов .
В 2010 году, они были отреставрированы ,и украшают собой набережную Петербурга. Скоро им исполнится 200 лет.
И ,конечно, самым главным египетским местом города, является Египетский зал Эрмитажа. Этой стране здесь посвящен весь первый этаж. Древние саркофаги, папирусы и настоящая мумия. Целью было выставить на всеобщее обозрение ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира, чтобы люди могли полюбоваться и приобщиться к культуре, кардинально отличающейся от родной.
Подробнее: https://peterburg.center/ln/marshrut-egipetskiy-peterburg-i-pushkin-egipetskie-mesta-v-severnoy-stolice-i-vokrug-neyo.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий